оценка бизнеса

Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает предприятие (бизнес) как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.


В рамках оценки стоимости предприятия мы проводим оценку стоимости акций или долей в уставном капитале. Отчет об оценке стоимости бизнеса ВСЕГДА готовится для определенных целей.

Наша компания имеет значительный опыт по оценке бизнеса для самых различных целей, основные из которых представлены ниже:

  • продажа предприятия (бизнеса);
  • продажа части имущества предприятия (бизнеса), акций;
  • обязательный выкуп акций ОАО в соответствии со ст.84.6, 84.7 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  • для предъявления обязательного предложения о приобретении акций ОАО в соответствии со ст.84.2 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  • реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия;
  • купля–продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг с ограниченным или отсутствующим рынком;
  • покупка предприятия или его части, находящихся в акционерной собственности;
  • купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью (доля оценивается в денежных единицах);
  • передача предприятия в аренду
  • для предпродажной оценки и подготовки санируемых компаний (оказание консультационной помощи конкурсным управляющим);
  • осуществление инвестиционного проекта развития предприятия (бизнеса);
  • получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки);
  • для интенсификации инвестиционного финансирования и залогового кредитования;
  • при конвертации акций и иных ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ;
  • при выкупе обществом акций по требованию акционеров;
  • для расчета эффективности дополнительной эмиссии акций;
  • для выхода участника из Общества.

Во всех указанных выше случаях наши специалисты готовы оказать Вам квалифицированную помощь, дать необходимую консультацию, составить заслуживающий доверия Отчет об оценке.


Перечень основных документов, необходимых для проведения оценки бизнеса:

  1. Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);
  2. Сведения об организационной структуре (включая производственные подразделения, отделы и филиалы);
  3. Краткая характеристика предприятия (основные виды деятельности, основные виды выпускаемой продукции, оказываемых услуг, основные конкуренты и т.д.);
  4. Сведения о недвижимом имуществе и о наличии у него обременений, с приложением договоров об обременении:
    • правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
    • технический паспорт на здание/помещение;
    • поэтажный план, экспликация к поэтажному плану;
    • балансовая стоимость имущества;
    • справка о среднегодовых операционных расходах, приходящихся на недвижимое имущество;
    • справка о ежегодной плате за пользование земельным участком;
    • договора аренды/субаренды помещений;
    • договор страхования имущества;
  5. Сведения об основных средствах, находящихся в собственности (в том числе по дочерним и зависимым предприятиям):
    • балансовая и остаточная стоимость;
    • Дата ввода в эксплуатацию;
    • сведения о переоценках основных фондов (акт переоценки);
    • отдельно сведения об арендованных основных средствах, в том числе по дочерним и зависимым предприятиям;
  6. Данные по бухгалтерской отчетности за последние 3 года и на последнюю отчетную дату (или максимально доступное количество предшествующих периодов):
    • бухгалтерский баланс;
    • отчет о прибылях и убытках (Форма 2);
    • отчет о движении денежных средств (Форма 4);
    • Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма5);
  7. Сведения по амортизационным отчислениям по основным средствам, зданиям и сооружениям;
  8. Годовые объемы капитальных вложений за прошлые годы и плановые объемы капитальный вложений на текущий год и далее, в том числе по дочерним предприятиям;
  9. Расшифровку следующих статей баланса на последнюю отчетную дату (в том числе по дочерним и зависимым обществам):
    • Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения (вид, сроки, сумма);
    • Дебиторская задолженность (с указанием сроков получения и погашения, а также величины просроченной и безнадежной дебиторской задолженности);
    • Кредиторская задолженность (с указанием сроков погашения, а также величины просроченной кредиторской задолженности);
    • Займы и кредиты (с указанием даты получения и погашения , а также величины просроченных кредитов и займов);
    • Перечень основных средств, с указанием даты ввода в эксплуатацию, первоначальной и остаточной стоимости, принятой нормы амортизации;
    • нематериальные активы;
    • незавершенное строительство;
  10. Бизнес-план развития Общества и дочерних предприятий на ближайшую перспективу (при наличии такового). В случае отсутствия Бизнес - плана развития Общества требуются сведения о планируемых физических объемах производства и реализации продукции, плановое значение выручки и себестоимости продукции, прогнозные данные рентабельности производства на ближайшие годы.
    • Расшифровка постоянных и переменных затрат;
    • Расшифровка структуры выручки с указанием номенклатуры, выпускаемой продукции и стоимости реализации каждой единицы за три года предшествующие оценке и прогноз до конца текущего года;
    • Расшифровка структуры себестоимости (по элементам затрат) за три года предшествующие оценке и прогноз до конца текущего года;
    • Численность и реальная занятость производственного персонала с расшифровкой по номенклатуре (администрация, ИТР, основной производственный персонал) за прошедший год предшествующий оценке и прогноз до конца текущего года (з/пл в разбивке по номенклатуре, соц.отчисления по номенклатуре, прочие затраты на персонал (обучение, и т.д.))
    • Степень загрузки основных производственных мощностей;;
    • Прогноз капиталовложений по видам имущества на ближайшие 5 лет;
    • Расшифровка коммерческих и управленческих расходов (по элементам затрат) за год предшествующий году оценки, и за текущий год и прогноз до конца текущего года;
    • Расшифровка операционных доходов и расходов (поэлементно) за год предшествующий году оценки, за текущий и прогноз до конца текущего года;
    • Расшифровка внереализационных доходов и расходов (поэлементно) за год предшествующий году оценки, за текущий и прогноз до конца текущего года;
    • Распределение чистой прибыли за год предшествующий году оценки и прогноз до конца текущего года (на выплату дивидендов, налоги, уплачиваемые из прибыли, прибыль на развитие производства)
  11. Копии лицензий, связанных с деятельностью предприятия;
  12. Информация о наличии дочерних компаний, холдингов(если есть), финансовая документация по ним.

Кроме того, мы будем благодарны Заказчику за любые дополнительные пояснения, прогнозы, ссылки на источники информации, которые, по Вашему мнению, могут быть полезны Оценщику при проведении работ. Гарантируется сохранение конфиденциальности представленной информации и неприменение ее для целей, не предусмотренных заключенными соглашениями.