Вступление в наследство является одним из этапов по оформлению права собственности на имущество усопшего, которое требует нотариального заверения. Наследники должны подать заявление, на основании которого нотариус выдает свидетельство о праве на наследство.
Для чего нужна оценка наследуемого имущества?
Получение наследства сопровождается необходимостью заплатить государственную пошлину за получение материальных благ. Об этом говорится в статье 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Размер госпошлины определяется согласно рыночной стоимости получаемого имущества. Впоследствии свидетельство о праве на наследство потребуется при оформлении имущества в собственность. За выдачу данного свидетельства также следует уплатить государственную пошлину, размер которой определяется положениями пункта 1 статьи 333.24 и пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.
Тот же Налоговый Кодекс РФ в пункте 18 статьи 217 говорит о том, что полученное в виде наследства имущества не облагается налогом, а следовательно, оценку нужно проводить только для того чтобы выяснить размер государственной пошлины.
В подпункте 22 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ сказано, что размер госпошлины определяется в процентах от стоимости данного имущества. Три десятых процента составляет размер госпошлины для близких родственников умершего (родители, дети, супруг, родные братья или сестры). А для других наследников уже в два раза больше – шесть десятых процента.
Пункт 1 статьи 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации регламентирует правила, применяемые при определении стоимости имущества. Подпункт 5 этой статьи говорит о том, что нотариус может принимать во внимание рыночную, кадастровую либо номинальную цену имущества, подтвержденную госорганами или независимыми оценщиками.
Кто имеет право проводить оценочную деятельность:
- специалисты, получившие квалификационный аттестат;
- имеющие полис страхования ответственности;
- входящие в СРО (саморегулирующуюся организацию);
- получившие диплом о профильном образовании.
Таким образом, основная цель оценки наследственного имущества – оформление документа, который нужен для правильного расчета государственной пошлины. Без него наследник не получит Свидетельство о наследстве.
Оцениваться должно не только недвижимое имущество (дом, квартира, дача, земельный надел), но и другое имущество, указанное в завещании или переходящее по наследству по закону, если право собственности на него подлежит государственной регистрации, например…
- Недвижимое имущество (жилое и нежилое);
- Транспортные средства;
- Ценные бумаги;
- Ценное движимое имущество;
- Оружие;
- Интеллектуальная собственность;
- Бизнес.
- Когда проводится оценка?
- В связи со смертью собственника имущества открывается наследственное дело, на протяжении полугода родственники и другие претенденты заявляют притязания на наследство, представляют документы, подтверждающие наследственные права, проводят оценку наследственного имущества и оплачивают госпошлину, рассчитанную на ее основе. Спустя полгода после смерти – наследники получают Свидетельства о наследстве.
Какие документы нужны для оценки?
Прежде, чем обращаться в государственный орган или частную организацию за оценочной экспертизой, следует заблаговременно подготовить документы, которые потребуются эксперту для работы.
В зависимости от вида наследственного имущества (квартира, транспорт, земельный надел, ценные бумаги и проч.), потребуются следующие документы:
- паспорт наследника;
- правоустанавливающие документы на наследственное имущество (договор купли-продажи, справка-счет, акт о выделении земельного участка в личное владение, сберкнижка, выписка из реестра акционеров, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН – в зависимости от вида имущества);
- техническая документация (выписка из ЕГРН с кадастровыми данными, паспорт БТИ, технический паспорт транспортного средства);
- справка о наличии или отсутствии задолженности, запретов, арестов и других обременений на наследственное имущество.